Свет – это душа здания

Автор: Сергей Сизый. Светодизайнер. LiDS School

Фасадное освещение создает неповторимый ночной облик здания, придает ему характер,атмосферу и выполняет определенные задачи. Перед тем как разработать уникальный и функциональный проект необходимо провести тщательный анализ архитектуры здания и ее элементов, поэтому сегодня мы поговорим о том, что нужно учитывать при создании проекта фасадного освещения.


1. ГЛАВНЫЕ ФАКТОРЫ

⊳НАЗНАЧЕНИЕ ОБЪЕКТА⠀
Принимайте во внимание назначение объекта, так как оно может вносить определенные ограничения. Например нельзя использовать заливающее освещения в проектах жилых
домов, так как свет не должен попадать в окна.⠀

⊳СТИЛЬ ЗДАНИЯ⠀
От общего стиля здания зависят приемы, используемые для создания фасадного освещения. Например одним из распространенных приемов, позволяющим облегчить
конструкцию здания, является изменение освещения по мере роста этажей – снизу освещение более насыщенное и тяжелое, сверху – более мягкое и легкое.⠀

⊳СОСТОЯНИЕ ЗДАНИЯ⠀
Если здание находится на этапе постройки, в него возможно интегрировать системы освещения на стадии проекта. Если здание, с котором вы работаете, является памятником архитектуры, проверьте наличие ограничений по установке оборудования на фасад.⠀

⊳ВИДОВЫЕ ТОЧКИ⠀
До начала создания проекта фасадного освещения необходимо провести анализ ракурсов здания (панорамное, ансамблевое и камерное восприятие). Данный подход позволяет определить наиболее выгодные ракурсы объекта и правильно распределить освещение.⠀

⊳МАТЕРИАЛЫ⠀
Выбор определенного вида освещения принимается на основе анализа материалов, потому что они могут по-разному взаимодействовать со светом: бликовать, рассеивать, отражать или преломлять его.⠀

⊳НАСТРОЕНИЕ⠀
Одним из определяющих факторов при выборе освещения является настроение, которое мы хотим получить в конечном итоге.⠀

2. ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ
Цвет – это мощный инструмент, который оказывает сильное ассоциативное, эмоциональное и психологическое воздействие, поэтому необходимо четко понимать цели
использования цветного освещения. Каждый конкретный цвет может изменяется во время взаимодействия с материалом. Этот фактор необходимо учитывать, так как итоговое цветовое решение должно соответствовать целям и задачам проекта. Во время использования белого света следует обратить внимание на то, с какими материалами вы будете работать: теплыми, холодными или нейтральными.


⊳ с нейтральными можно использовать как теплые, так и холодные оттенки
⊳ с теплыми – теплые оттенки
⊳ с холодными – холодные оттенки

Цветное освещение, в свою очередь, имеет другие особенности. Например, во время работы с кирпичом не стоит использовать красный свет, так как он придает данному материалу слишком монотонный вид, вместо этого лучше применить янтарный свет, его желто-оранжевый оттенок выгодно подчеркивает кирпич и делает его более привлекательным. Для того чтобы избежать подобных ошибок необходимо учитывать спектральный коэффициент отражения материала.

Помимо выбора цвета в соответствии с материалами необходимо продумать разные сценарии освещения, в данном случае не рекомендуется использовать обычный RGB
перелив, а вместо этого сделать динамику освещения, которая бы изменялась в зависимости от времени суток, времени года и т.д.