Архитектурное освещение

 

Архитектурное освещение играет важную роль в том, как люди воспринимают и понимают архитектуру. Освещение зданий и сооружений естественно или искусственно, архитектурное освещение - это среда, которая позволяет нам видеть и ценить красоту в зданиях вокруг нас.

Архитектурное освещение может помочь повысить ценность архитектуры.

Освещение может принести эмоциональную ценность архитектуре - это помогает создать опыт для тех, кто занимает пространство. Без освещения, где будет архитектура? Будет ли это иметь такое же влияние? Нет, это не так. Является ли это дневным освещением или искусственным освещением, свет привлекает внимание к текстурам, цветам и формам пространства, помогая архитектуре достичь своей истинной цели. Видение - это самый важный смысл, благодаря которому нам нравится архитектура, а архитектурное освещение улучшает то, как мы воспринимаем архитектуру еще больше.

 

Архитектурное освещение

Немного истории

  • 1883 год - электрическими светильниками были впервые иллюминированы Кремль и колокольни Ивана Великого.
  • Зарождение понятия «архитектурное освещение» –Нью-Йорк 20-е годы прошлого века.
  • 1969 год - создание Международной Ассоциации Дизайнеров Освещения (ILAD).
 

Эстетика архитектурного освещения

Эстетика - это то, где дизайнеры и архитекторы сосредотачиваются на эмоциональном воздействии освещения и архитектуры на жителей. Именно там дизайнеры определяют, как люди хотят чувствовать себя, когда они ходят по пространству. Этот аспект особенно важен для торговых точек; внешнее освещение должно привлекать потребителя, а внутреннее освещение должно внушать им страх, поскольку они проходят через двери к демонстрации продукта.

Функция архитектурного освещения

Второй аспект, функция архитектурного освещения, нельзя игнорировать. Мы хотим, чтобы архитектурное освещение фасадов не выглядело определенным образом, но мы должны также удостовериться, что это служит его самой важной цели - помочь нам увидеть. Области должны быть освещены, чтобы люди чувствовали себя в безопасности при навигации по комнате или всему зданию. Они должны уметь видеть пол и стены вокруг них, что должно создать чувство уверенности.

Архитектурное освещение

Типы архитектурного освещения

По назначению архитектурное освещение делится на два типа:
- функциональное;
- декоративное.

Первый применяется для комфортного и безопасного пребывания людей на улицах в вечернее и ночное время суток. Миссия этого типа важна для зданий городов с непродолжительным световым днем зимой. Здесь важно настроить работу осветительных приборов максимально эффективно, чтобы они, с одной стороны, освещали наибольшее пространство, а с другой - не причиняли вред глазам жителям города.

Второй тип - носитель эстетической функции. Он придает городским улицам сохраняющиеся в памяти черты. Как правило, такая подсветка украшает город во время новогодних праздников, фестивалей, торжественных событий.

Энергоэффективное архитектурное освещение

Последний аспект очень важен в сегодняшнем развития зеленого строительства и устойчивости. Одно дело создать захватывающий макет архитектурного освещения, но другое — создать захватывающий реальный объект, который также невероятно энергоэффективен. Это можно сделать, гарантируя, что большая часть света достигает своей цели, и меньше света теряется. Архитектурное освещение фасадов. Уменьшение количества потерянного света сделает здание более эффективным. Легкий способ сделать это — установить светодиодные архитектурные светильники вместо флуоресцентного освещения. Современные светодиодные технологии позволяют создавать качественно новые световые приборы с более высокой светоотдачей, по сравнению с флуоресцентными источниками света.

Здания и городские помещения должны быть спроектированы в первую очередь вокруг их жителей. Важность архитектуры и архитектурного освещения как спускового механизма для физического, физиологического и психологического благополучия в настоящее время становится предметом значимости в архитектуре и градостроительстве.

О важности комплексного подхода

Одной из самых сложных задач для светотехнической компании является разработка концепции освещения многофункциональных территорий и их архитектурных доминант. Обычно заказчик затрудняется составить понятное ТЗ для такой задачи и ожидает набора «готовых» предложений на эту тему от архитектора или другого уполномоченного наемного консультанта.

Таким консультантом можете стать вы! 

Архитектурное освещение фасадов. Данная задача настолько же сложна технически, насколько широкие перспективы открывает перед нами в случае ее успешного и профессионального решения

Ключ к успеху:

– Комплексный подход к задаче, всесторонний анализ объекта
– Предложение нескольких различных концепций на выбор
– Углубленная разработка понравившейся заказчику концепции, предварительно одобренное заказчиком уже на стадии концепции.

Архитектурное освещение

Аспекты, учитываемые при проектировании

  • Архитектурный стиль здания
  • Назначение здания
  • История объекта
  • Отделочные материалы фасада
  • Возможность монтажа оборудования
  • Окружающая среда
  • Видовые точки
  • Фоновая засветка
Архитектурное освещение

Приемы освещения фасадов зданий

В современной архитектуре освещения используют шесть основных способов фасадного освещения. Воображение и искусство светодизайнера позволяют создавать из них уникальные комбинации. Поговорим о каждом по отдельности.

 

Акцентное либо локальное

Прием акцентирует внимание на отдельных элементах здания: лепнине, колоннах, балконах или окнах. Для такой подсветки используются узкие лучи светодиодных прожекторов. Использование такого приема позволяет значительно уменьшить энергозатраты.

Фоновое

Применяется для подсветки значимых городских сооружений театров, дворцов, храмов, соборов. Прием выгодно выделяет силуэт здания и побуждает прохожих обратить на него внимание. Для фонового освещения наиболее подходит рассеянный свет, который лучше всего выделяют металлогалогенные светильники мощностью от 400 ВТ.

Контурное

Новый и креативный вид оформления подсветкой зданий, частных и загородных домов. Иллюминация выделяет только абрис, подчеркивая игрой света основные элементы постройки: окна, балконы, линию крыши. Наиболее выгодно использование дизайнерами гирлянд, линеек, LED-трубок и светодиодных лент.

Заливающее

Создается с помощью удаленных на небольшое расстояние от объекта прожекторов. Равномерно освещает всю площадь фасада исторического здания, памятника, построек прошлых веков. Такой тип подсветки не выгоден для архитектурных форм с повреждениями. Яркий свет подчеркнет их наличие на фоне фасада.

Динамическое

Использование в архитектурном освещении светодинамики сделало возможным программировать подсветку фасадов в соответствии с временами года, погодой, музыкой или появлением человека на ночной улице.
Новейшие средства светотехники позволяют дистанционно управлять яркостью освещения, изменять цветовую палитру, создавать рекламные и информационные сюжеты.
На основе динамического освещения появились медиафасады. Высотные и масштабные здания, оформленные цветомузыкой, создают неповторимую ауру ночного города.

Световое оформление

Применяется для зданий, фасады которых оформлены с помощью стекла. В этом случае световая конструкция располагается внутри постройки. При включении на стекле создаются уникальные световые композиции.

Рождение концепции

Стоит относится к объектам нашего исследования, как к произведению искусства - скульптуре. Поэтому исследование стандартных вариантов освещения необходимо для выявления положительных и
отрицательных приемов.

Поиск решения

При разработке системы освещения важно учитывать сочетание принципов освещения с архитектурой объекта, структурой фасадов, картой видимости, а также эмоциональным восприятием, которое будет создаваться в вечернее время.

Архитектурное освещение
Архитектурное освещение

После проведенного исследования архитектуры объекта, местности, видовых точек, поставить следующие светокомпозиционные задачи архитектурной подсветки фасадов:

  • Выделить плоскости фасадов в зависимости от схемы видимости
  • Плотность размещения светильников на фасадах увеличивать к наиболее видимым участкам.
  • Архитектурное освещение должны создать комфортную световую среду, исключив слепящий эффект на жильцов, пешеходов и водителей.
Архитектурное освещение

Моделирование в Dialux

Обязательно нужно провести моделирование будущей системы освещения в Dialux. Это позволит выявит все слабые места вашей концепции. Моделирование покажет где стоит установить светильник мощнее, а где стоит пересмотреть оптику. Данный пункт обязателен к выполнению, несмотря на то, что многие даже не поймут, что за картинку нарисовал Dialux.

Архитектурное освещение

Выбор подходящего светильника

Для реализации поставленной задачи необходимо предусмотреть оборудование соответствующее энергоэкономичности, компактному дизайну и продолжительному сроку службы. Мощность и количество осветительных приборов нужно подобрать с учетом яркостных характеристик и кривых светораспределения.

Бестселлером архитектурного освещения является Линейный осветительный приборы - так называемый Wallwasher имеют симметричную оптику, позволяющую создавать мягкий градиент на фасаде. Как правильно выбрать светильник для подсветки фасада поговорим поподробнее.

Узел установки светильника на фасаде

Стоит уделить отдельное внимание разработке узлов крепления светильников или прожекторов на фасаде и самому дизайну кронштейна, учитывая как конструктивные особенности, так и эстетику. Важно расположить световой прибор на нужном удалении от стены для правильного распределения светового потока, чтобы избежать излишне ярких пятен вблизи источника. Очень важно достигнуть сбалансированного варианта светового решения, когда подсветка здания не противоречит стилистике фасада и архитектуре окружающих зданий. Здесь особенно важным является выбор уровня яркости освещаемого фасада.

Архитектурное освещение

Место установки

Первое что нужно учесть - это предполагаемое место установки светильника и какую функцию он будет выполнять. Желательно, для создания идеального эффекта, выбирать светильник длинной равной подсвечиваемой плоскости.

Выбор оптики

Важно правильно выбрать оптику и мощность светильника. 

Для заливающего света используют оптику Wall Washer - мощность лучше выбрать, промоделировав сцену освещения в Dialux.

Для подсветки элементов фасадов используется оптика Grizing. Смотреть фото.

Примеры выбора светильников

Архитектурное освещение
Архитектурное освещение

Внешний вид светильника

Зачастую архитектурное освещение проектируется для исторических зданий и сооружений, в архитектуру которых ни в коем случае нельзя вносить изменения. Поэтому очень важно чтобы установленное освещение не выбивалось из общего восприятия зданием. 
Для этого важно, чтобы все линии электропередач были проложены по фасаду здания в коробе который по цвету полностью совпадал с цветом фасада и не выделялся на его фоне. Тоже самое относится и к светильникам. Наиболее эстетичный эффект от освещения появляется если сам светильник замаскирован на фасаде и не выделяется со стороны. 

Посмотрите на фото как это возможно выполнить.

Архитектурное освещение
Архитектурное освещение
Архитектурное освещение
Архитектурное освещение

Система управления светом

В проектах, где требуется диммирование светильников, запуск динамических сцен и/или смена цветов, требуется использовать управляющие контроллеры. Для подсчета управляемых световых точек (light points) и подбора нужного контроллера, необходимо определиться с протоколом управления. Это (Ethernet/DMX) или DALI. После этого, исходя рассчитанного общего количества световых точек под управлением и протокола подбирается подходящий контроллер.

Для управления архитектурным освещением лучше всего подойдет протокол DMX 512.

Стандарт DMX512 позволяет управлять по одной линии связи одновременно 512 каналами (один прибор может использовать иногда несколько десятков каналов). Одновременное использование нескольких поддерживающих DMX512 устройств позволяет создавать световые картины и элементы оформления различной степени сложности, как внутри, так и снаружи помещений. По одному каналу передаётся только один параметр прибора, например цвет свечения светодиодного RGB-прожектора. Каждое устройство имеет определённое количество управляемых дистанционно параметров и занимает соответствующее количество каналов в пространстве DMX512.

Протокол DMX512 получил широкое распространение и является одним из основных стандартов для большинства светотехнических систем. Он отличается простотой, привлекательной для производителей устройств, и универсальностью при его применении. Безусловно, у протокола DMX512 есть и определенные недостатки. 

Соблюдение простых правил позволит избежать распространенных ошибок.

Некорректная установка терминаторов или их отсутствие является, пожалуй, наиболее часто встречающейся ошибкой в ненадежно работающих системах DMX512. Терминатором называется нагрузочный резистор, который располагается между двумя проводами с данными (штырьки 2 и 3 разъема типа XLR) на конце кабеля максимально удаленного от передающего устройства.
В том случае, когда терминатор не установлен, сигнал, приходя к самому дальнему концу линии, «отражается» обратно по направлению к передающему устройству. При определенной длине линии и определенном стечении обстоятельств этот отраженный сигнал может внести серьезные помехи в настоящий сигнал DMX, что приведет к возникновению ошибок и сбоев. Резистор-терминатор «впитывает» сигнал на дальнем конце кабеля и не позволяет ему отражаться. В качестве терминатора обычно используется резистор с характеристиками 90-120 Ом мощностью 1/4 Ватта.
Если строго придерживаться стандарта EIA485, то следует монтировать резисторы-терминаторы с параметром 120 Ом на обоих концах линии.
Однако в линиях DMX512 на одном из концов кабеля всегда установлено только передающее устройство, (т.е. пульт управления), а на другом конце линии всегда находятся приборы, которые только принимают сигнал (без передачи).

Кабели, используемые для передачи сигнала DMX512, обычно имеют волновое сопротивление в диапазоне от 85 до 120 Ом. Стандарт RS422 (предшественник стандарта EIA485) был оптимизирован для линий с волновым сопротивлением 100 Ом. Стандарт EIA485 оптимизирован для линий с волновым сопротивлением 120 ОмТак как в настоящее время встречаются передающие устройства выполненные как в соответствии со стандартом RS422, так и в соответствии с EIA485, то идеальным кабелем является кабель типа Proplex PC22xx/x, имеющий волновое сопротивление 110 Ом. Этот кабель будет лучшим решением в том случае, если на нем установить терминатор номиналом 110 Ом. Следует отметить, что номиналы в диапазоне от 90 до 120 Ом также дадут хороший результат.
Системы DMX512 могут нормально работать без терминаторов довольно продолжительное время (в случае если их забыли установить или не установили вовсе).

Как правильно организовать управление архитектурным освещением подробно изложено на схеме.

Архитектурное освещение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *